Вопрос священнику

Ваш вопрос будет направлен священникам нашего храма. После получения ответа на странице будет опубликован как вопрос, так и ответ на него. При этом адрес Вашей электронной почты публиковаться не будет.

Если Ваш вопрос является личным и Вы не желаете, чтобы он публиковался, просим Вас в тексте вопроса указать, что вопрос публиковать не следует. В этом случае ответ будет направлен Вам на электронную почту.

Просмотры (594)


4 Comments

  1. Сергей

    Из какого дерева был сделан крест, на котором был распят Иисус Христос?

  2. Наталья

    Здравствуйте, на днях купила книжку для детей » Простыми словами о Боге» Священника Михаила Шполянского, очень красивая книга, написано действительно понятно и просто, но очень насторожило, что в ней много картинок с изображением Бога (видимо Единого Бога или ипостась Бога Отца) в виде седовласого старца. как я понимаю Бога никто и никогда не видел и его изображений быть не может, кроме ипостаси Бога Сына Иисуса Христа, так как он вочеловечился и был среди людей явно. Ребёнок спрашивает, показывая на седовласого старца, кто это? как объяснить ей, что Бог это дух, если на картинке изображён человек? Написано, что эта книга рекомендована к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви.

    • В ветхозаветные времена действовал строгий запрет на изображения. И это понятно – если у Бога нет тела, то — как Его изобразить? И не случайно в книге Второзаконие мы встречаем такие слова«Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-то кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле… Берегитесь, чтобы не забыть вам завет Господа … и чтобы не сделать себе кумиров, изображающих что-либо». (Втор. 4, 15-18,23). Это — развернутое толкование второй заповеди: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо я Господь и Бог твой» (Исх. 20,4)

      И все же запрет на изображения даже тогда не имел абсолютного характера — известны исключения: Сам Господь повелевает отлить медного змия (Чис. 21, 8-9). По Его же повелению были изображены в птичьем облике бесплотные Херувимы на крышке Ковчега Завета (Исх. 37, 7-9 и в Иерусалимском Храме (3 Цар. 6, 23-28). Считалось, что Ангелы открывались людям, и даже Бог иногда являлся под видом Ангела, как, например, Аврааму у дубравы Мамре (Быт. 18) или Агари, служанке Сары у источника воды в пустыне (Быт. 16, 7-14). Пророк Иезекиль видит небесный храм с резными изображениями херувимов, с человеческими и львиными лицами (Иез. 41, 17-19). Другой ветхозаветный пророк Даниил описывает Бога в виде Старца:«Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь» (Дан. 7, 9). Именно это видение послужило в новозаветные времена богословским обоснованием допустимостиаллегорического изображения Божественного Отцовства, полнота реальности которого для нас непостижима.

      Тем не менее, в 1655г. на Великом Московском Соборе под давлением честолюбивого и одиозного реформатора патриарха Никона было принято решение об абсолютной недопустимости изображения Бога-Отца, поскольку «Бог есть Дух, которого никто не видел». Вскоре патриарх, породив трагедию раскола и национального геноцида, был лишен сана и низложен, однако патриарший указ остался в силе, но в действительности это решение много веков повсеместно игнорируется Русской Православной Церковью, хотя богословские споры продолжаются и в наше время. Так, существует точка зрения, что неоднократно описываемые в Ветхом Завете антропоморфные облики Божества были явлением второго Лица Троицы, Бога-Сына, предвозвещая грядущее Боговоплощение – поэтому над изображением Ветхозаветного Саваофа часто надписывается имя Иисуса Христа.

      Также стоит заметить, что, придя во Иерусалимский храм, Христос назвал его Своим Домом, изгнал торгующих в нем, но никак не призывал к уничтожению находящихся там изображений Херувимов.А изобилие изображений Бога Саваофа в русских храмах объясняетсямиссионерским способом наглядно ознакомить необразованных людей с Библией — пробудить средствами изобразительного искусства в их сердцах Божественное благоговение, ибо все богослужение Православной Церкви, синкретически сочетающее музыку, слово и изображение — есть способ выражения невыразимого. Конечно, адекватной смыслопередачи тайн мира Горнего на земную плоскость никогда не будет. Её можно только чувствовать; в неё можно только верить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *